Памятка для родителей
Обновлено 06.05.2009 14:01 Автор: Administrator 20.04.2009 16:33
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным и общительным, повзрослевшим, МДОУ предлагает ряд рекомендаций:
- Постарайтесь создать в семье спокойную и дружескую атмосферу;
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении;
- Будьте терпеливы;
- Формируйте у ребенка навык самообслуживания и личной гигиены;
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми;
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно;
- Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор», т.е. комментируйте его действия;
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов; давайте простые, понятные объяснения;
- Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»;
- Каждый день читайте ребенку, заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления;
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте;
- Поощряйте любопытство;
- Не скупитесь на похвалу;
- Радуйтесь Вашему ребенку.
Показатели эмоционального развития ребенка ( до 3-х лет)
К 3 месяцам
- Спокоен, реже криклив в течение бодрствования.
- Эмоциональные состояния импульсивны, часто сменяемы.
- Улыбается, вокализирует, двигается – положительные эмоциональные проявления объединяются в своеобразный "комплекс оживления" как реакция на эмоциональное обращение взрослого; на близкого взрослого (когда видит его или слышит его голос); на игрушку; пение, музыкальные мелодии.
- Привлекает (удерживает) внимание близких взрослых комплексов положительных эмоциональных реакций и отдельными эмоциональными реакциями: улыбками, движениями, гулением, криком, хныканьем, беспокойными движениями.
- Недоволен, проявляет отрицательные эмоции при прекращении общения с мамой, внезапном исчезновении игрушки, резком изменении окружающей температуры, болевых ощущениях, ограничении движений.
- Вздрагивание при внезапных резких звуках.
- Замирает (ненадолго) при неожиданных звуках и при рассматривании игрушки.
- Быстро "отвечает" улыбкой при виде лица матери (узнавание человеческого лица).
- Улыбается как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого.
К 6 месяцам
- Улыбается на ласковый голос взрослого.
- Хмурится на строгий голос взрослого.
- Пугается внезапных громких звуков.
- Долго улыбается, вокализирует, двигается, замирает ("комплекс оживления"); радуется при появлении близкого человека (общение); слыша голос близкого взрослого; рассматривая игрушку; слыша звучание музыкального инструмента, пение взрослого.
- Выражает эмоциональное предпочтение, например радость при появлении любимой игрушки.
- Улыбается, тянет руки к игрушке.
- Проявляет эмоционально-избирательное отношение к цвету, величине, форме, фактуре предметов, эмоциональные реакции, положительные и отрицательные, различные по длительности и периодичности.
- Насторожен (смущение, испуг) при виде незнакомого человека, в новой обстановке.
- Морщится, крутится, хнычет при неприятных ощущениях.
- Смеется, визжит, подражая смеху других людей при непосредственном общении.
- Подражает (иногда) мимике лица, голосовым интонациям взрослого.
К 9 месяцам
- Заинтересован, спокоен, улыбается при манипуляциях с игрушками.
- Проявляет особый интерес (предпочтение) к некоторым игрушкам.
- Улыбается (часто по подражанию) на "результат" действия с игрушкой (открыл-достал).
- Радуется веселым играм со взрослым, "плясовым" движениям.
- Улыбкой или хныканьем привлекает внимание, просится на руки.
- Различает и эмоционально адекватно реагирует на разную мимику и возгласы взрослого (улыбка взрослого вызывает радость, неприятные гримасы – слезы, испуг).
- Насторожен, плачет, отползает, проявляет обиду на резкий тон голоса взрослого, при виде незнакомого взрослого, если не получается выполнить "действие".
- Недоволен при невозможности самостоятельно поменять позу.
- Проявляет интерес во взгляде (положительные эмоции) к маленьким детям, их игре.
- Специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.
К 12 месяцам
- Улыбается, радуется: веселым играм со взрослыми; приходу близкого человека (мамы, папы); узнавая на фотографии близкого взрослого; заводным игрушкам; самостоятельным действиям с игрушкой (особенно когда возникает подкрепляющий эффект).
- Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается, слыша музыку, песенки.
- Недоволен, обижается при слове "нельзя", на резкий тон взрослого, если не может (не умеет) выполнить желаемое действие.
- Подражает мимике, смеху взрослого.
- Подражает мимике, жестам и игровым движениям сверстника, проявляет интерес у другому ребенку.
- Смотрит вопросительно на взрослого при затруднениях, в незнакомой ситуации ( мимика вопроса).
- Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
- Эмоционально (по-разному) относится к окружающим людям, игрушкам, предметам (стремится приблизиться, спокоен, улыбается или отвергает, отстраняется).
- Проявляет интерес к картинкам в книжках.
К 1 году 3 месяцам
- Эмоционально уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
- Полярность и быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому.
- Быстрая смена эмоций при отвлечении.
- Часто смотрит на близкого взрослого, "считывает" его эмоциональное реагирование на различные ситуации; легко подражает (основа сопереживания).
- Подражает мимике, движениям близкого взрослого, его звуковым интонациям (смеется, улыбается, хмурится, "плачет"); быстро заражается "чувствами" других.
- Эмоционально реагирует на другого ребенка , на его состояние ( подражает, например, плач сверстника вызывает слезы).
- Проявляет интерес к играм детей.
- Эмоционально (по0разному) реагирует на знакомого и незнакомого взрослого (раскован или напряжен).
- Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
- Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим): плачет, когда она уходит; недолго грустит, оставшись с малознакомым взрослым.
- Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (тепло, холодно, высоко, колючее и т.д.).
- Собственная речь (отдельные слова) дополняется мимикой, движениями, интонированием.
- Взгляд с различными эмоционально-выразительными оттенками (радостный, заинтересованный, вопрощающий, просящий, недовольный).
- Удивляется, пугается неожиданному, новому.
- Напряжен, на лице появляется недовольное выражение при ограничении движений, дискомфорте, неполучении желаемого.
- Проявляется интерес к совместным со взрослым играм-занятиям, особенно веселым.
- Эмоционально реагирует на самостоятельную игру с игрушкой (мимика, интонирование).
- Проявляется интерес к новой игрушке; длительность его зависит от умения (неумения) действовать ею.
- Эмоционально напряжен при неумении.
- Испытывает радость при получении "результата" некоторых игровых действий: а) выполненных взрослым; б) выполненных самостоятельно.
- Эмоционально (по-разному) реагирует на быстрые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток, песенок (радость, спокойствие,б сосредоточение).
К 1 году 6 месяцам
- Эмоционально уравновешен (спокойно-деловое "состояние") в течение дня.
- Легко переходит от одного эмоционального состояния к другому (огорчается-успокаивается).
- Выражает беспокойство, плачет при нарушении привычных условий, привычного режима.
- Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого.
- Подражает радостным возгласам взрослых и детей.
- Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("сопереживает", "наказывает", "любит").
- Проявляет социально-значимые жесты и мимику на знакомую ситуацию (например, "жалеет") по показу взрослым, по просьбе взрослого, реже – по собственной инициативе.
- Привлекает внимание близкого взрослого эмоциональными возгласами, мимикой, движениями или плачем.
- Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
- Эмоционально переживает порицание взрослого (чувство стыда).
- Радуется, общаясь со взрослыми, проявляет большой интерес ко многим их действиям.
- Интересуется действиями других детей.
- Возможен негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не дает свою игрушку, отнимает чужую).
- Проявляет интерес у самостоятельным действиям с игрушками, предметами; радуется собственным самостоятельным действиям. Огорчается, если что-то не получается (отказывается от игрушки).
- Эмоционально (по-разному) отзывчив на разные мелодии, художественное слово (радостное или спокойное состояние).
К 1 году 9 месяцам
- Характеризуется спокойным уравновешенным поведением.
- Радостно настроен, активен, постоянно интересуется окружающим.
- Ситуативные эмоциональные переживания.
- Отличается эмоциональной памятью о знакомых ситуациях.
- Обижается (недовольное выражение лица) в ответ на наказание, запрет.
- Подражает взрослым в различных ситуациях (радость, огорчение, тревога, безразличие).
- Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого (спокоен, встревожен, доволен).
- Использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения при обращении с взрослыми.
- Скучает при расставании с мамой.
- Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, постоянно играющему с ребенком.
- Эмоционально контактирует со сверстниками: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
- Самостоятельные игровые действия сопровождает "выразительными" высказываниями, мимикой.
- Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
- Проявляет радость и огорчение, связанные с умелыми или неумелыми самостоятельными игровыми действиями.
- Эмоционально (по-разному) реагирует на пение, музыку, художественное слово (подражание, мимика, движение); эмоционально узнает знакомые мелодии и т.д. (выражение радости).
К 2 годам
- Эмоционально активен, деятелен.
- Эмоционально сдержан, способен недолго подождать после объяснения взрослого; спокойно относится к просьбам ("Собери игрушки"), к указаниям ("Можно" или "Нельзя").
- Понимает оценку взрослого :"Хорошо", "Плохо"; огорчается (стыд), совершив поступки, порицаемые взрослым.
- Отличается эмоциональной памятью о знакомых ситуациях.
- Непослушен, проявляет отрицательные эмоции при ограничении движений, обижается на грубый тон взрослого.
- Проявляет упрямство, негативные эмоции, настаивает на своем, требуя недозволенного.
- Отвечает крикливым тоном, жестикулирует, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого; при подражании взрослому, другому ребенку; для привлечения внимания.
- Проявляет негативные (а не позитивные) эмоции со взрослыми и детьми при несформированных способах общения.
- Отказывается от общения (прячется), если к нему обращается незнакомый взрослый (стесняется).
- Плачет долго, когда мама уходит, пугается, обижается.
- Эмоционально сопереживает, жалеет (сочувствует), заботливо относится к плачущему ребенку, пожилому человеку, к животным, растениям по примеру близкого взрослого; по собственной инициативе (иногда).
- Эмоционально ярко реагирует на общение с близкими (мимика, возгласы, движения).
- Улыбается, смеется, жестикулирует, заглядывает в глаза, стремясь удержать внимание других детей, взрослого, ожидая похвалу.
- Чувствует симпатию или антипатию к отдельным людям (расположенность, настороженность).
- Улыбается, эмоционально "высказывается" (слова) при совместных играх с детьми.
- Эмоционально "ожидает" результата от игровых действий, движений взрослого.
- Выражает эмоциональное удовольствие от самостоятельных игровых действий, произнесения некоторых слов.
- Эмоционально предвосхищает результат некоторых собственных действий.
- Проявляет хорошее настроение при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
- Не доволен (выражение лица), отказывается от действий при неудавшейся попытке что-то сделать.
- Восторженно относится к развлечениям.
- Интересуется подвижными играми.
- Проявляет эстетические чувства: эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами; различное отношение (активность, движение, заторможенность, раскованность, зачарованность), стремится повторять знакомые песенки, движения танца.
- Эмоциональная самовыраженность (индивидуальность).
К 2 годам 6 месяцам
- Находится в эмоционально уравновешенном бодром состоянии.
- Проявляет специфические свойства характера (веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.).
- Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения ("Мне больно; весело; хочется пить").
- Отличается долговременной эмоциональной памятью; вспоминает прежние эмоциональные ощущения в разных ситуациях (например, на празднике – весело; при болезни – плохо).
- В определенной степени эмоционально сдержан на слова "нужно, надо, подожди" и др.
- Относится к некоторым ситуациям на основе собственного опыта.
- Испытывает потребность в доброжелательном отношении взрослых, в их положительной эмоциональной оценке умений.
- Привязан к маме, папе, близким взрослым; проявляет беспокойство при их уходе, но быстро успокаивается.
- Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
- Понимает состояние радости или печали (огорчения) другого ребенка (на основе собственного опыта).
- Оценивает взрослых ("плохой" или "хороший") в зависимости от их эмоционального отношения к нему.
- Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье; по-разному ведет себя по отношению к ним (сдерживается, подчиняется или растормаживается , не слушается).
- Не всегда может понять запрет, наказание или оценить доброту.
- Настораживается при общении с незнакомым взрослым, но легко вступает в контакт при доброжелательном отношении к нему.
- Подражает "чужим " взрослым людям в ситуациях, которые глубоко затрагивают эмоционально (игры в поликлинику, театр, детский сад).
- Радуется веселым играм со взрослыми.
- Эмоционально заинтересован в собственной игре (трудно отвлечь); спокойно и увлеченно выполняет знакомые игровые действия.
- Отвергает неинтересные непонятные игры (трудно привлечь к игровым действиям при отсутствии заинтересованности).
- Огорчается, сердится на неудачи при выполнении малознакомых действий.
- Радуется, смеется, добившись результата при выполнении знакомых действий.
- Получает эмоциональное удовольствие(углубляются эстетические чувства) при слушании знакомых музыкальных произведений, песен.
- Радостно, с восторгом выполняет танцевальные движения.
- Эмоционально реагирует на красивое (появляется чувство красоты).