leftmenu



Проект "Люблю тебя, моя Карелия"

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Аукцион образовательных проектов «Люблю тебя, моя Карелия!»

«Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром-
В прошлом, будущем и настоящем»
В.Высоцкий

Актуальность создания проекта заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
Формирование у дошкольников певческих навыков, музыкально-ритмических движений, эстетического вкуса средствами народного искусства является актуальным и по той причине, что тема менее изучена.


Цель данного проекта:
Приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народов Республики Карелии.
Сохранение и развитие музыкальной народной карельской культуры через подготовку и проведения карельских народных праздников, создание радостного настроения, положительных эмоций.

Настоящий проект предусматривает реализацию следующих воспитательно-образовательных задач :
-обучение способам сотрудничества и общения детей и родителей, развитие коммуникативности детей через народные традиции, так как фольклор – источник познавательного и нравственно – патриотического развития детей
-знакомство детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале (игры, сказки, песни, пляски, костюмы и т.д.)
-воспитание эмоциональной отзывчивости к народной карельской музыке
- развитие понимания и умения ценить народное карельское творчество
-установление взаимосвязи музыки с другими видами деятельности
-поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков посредством сказок, игр, произведений народного искусства
-развитие художественно – творческой активности детей, создание ими собственных творческих композиций
-формирование у детей самостоятельности, инициативности, раскрепощенности.

Поставив перед собой эти задачи, столкнулись с серьезной проблемой – недостатком материала для проведения данной работы. До сих пор не существует специальной программы учитывающей именно народно-фольклорное направление в музыкально - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Такую работу лучше всего проводить коллективом единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Такой коллектив и сложился у нас в детском саду:
- заместитель заведующей по ВМР
- музыкальные руководители
- воспитатели
- учителя – логопеды
- воспитатель физической культуры

Создалась творческая группа, которая поставила цель – наработать и систематизировать материал для проведения народных праздников доступных для усвоения детьми дошкольного возраста. Мы решили создать творческий, долгосрочный проект «Народный Подиум» (Дни Карелии). В течение года нарабатывается музыкальный материал, проводятся занятия с региональным компонентом и как итог проделанной работы, в начале февраля у нас в детском саду проходят Дни Карелии.
Каждый год мы задаем тему праздника:
2006-2007 год «Народный подиум» (презентация карельских костюмов)
2007-2008 год «Сказки Карелии» (инсценировка сказок)
2008-2009 год «Карельские игрища»
2009-2010 год «Кижская ярмарка»

Проведение «Недели Карелии» стало хорошей традицией

Формы реализации проекта:
-проведение тематических занятий по краеведению в группах
-проведение комплексных занятий музыкальным руководителем («Откуда хлеб пришел» -музыкальная и познавательная деятельность в 2007 году., «Обед в крестьянском доме» -музыкальная и художественно – творческая деятельность, лепка посуды в 2007 году и т.д.)
- проведение музыкальных развлечений («Игры детей Карелии» в 2009 году, «В гостях у Вяйне Мейнена» в 2007 году, «Сказку в гости просим» в 2008 году и т.д.)
- проведение физкультурных досугов 
-посещение детьми музейного центра «Онеженка» в детском саду №113, проведение экскурсий воспитателями
-посещение музейного комплекса «Родник» при школе № 43 (с 2006 года),проведение занятий и мастер - классов преподавателем дополнительного образования школы по краеведению
-проведение мастер-классов воспитателями и сотрудниками детского сада («Изготовление народной куклы» в 2007 году, «Карельские калитки» в 2008 году на кухне с поварами, «Обереги» в 2009 году с музыкальным руководителем)
-приглашение народных коллективов республики Карелии:
а) «Коски» с 2006-2009 год
б) «Родничок» народная группа школы № 43 в 2007-2008 год
в) ансамбль РК «Кантеле» 2008-2009 год
г) государственная филармония с программой «Кантеле» с 2007-2009 год
д) ансамбль «Круги» при школе № 46 2006-2007 год
-конкурсы народного ремесла и творчества с детьми и родителями
-кульминация праздника: традиционный фольклорный гала-концерт «Народный подиум»

Этапы проведения, подготовка.

Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка. Он получает знания, знакомиться с традициями и обычаями, учиться сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того, чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива детского сада и детей так, чтобы предстоящие праздничные мероприятия прошли осознанно, познавательно и интересно.
В первую очередь следует продумать программу праздничных мероприятий и выбрать тему праздника:
2006-2007 год «Карельский подиум»
2007-2008 год «Карельские сказки»
2008-200 год «Карельские игрища»
2009-2010 год «Кижская ярмарка»
Затем, согласно заданной теме, пишется сценарий праздника, разрабатывается план проведения праздника по дням недели (учитываем: занятия, мастер-классы, экскурсии, развлечения, приглашение народных коллективов, гала-концерт).
На творческом совете знакомим воспитателей, логопедов, сотрудников коллектива с темой, планом проведения, сценарием праздника, раздаются индивидуальные задания по заданной теме каждой возрастной группе.
Так же на творческом совете уточняем обязанности членов коллектива:
-выбор ведущего
- выбор ответственных за проведение мастер-класса, за выставку народна прикладного искусства, за подготовку костюмов, атрибутики
- разрабатывается график посещения музейного центра «Онеженка», «Народной горницы»
-помощь в оформлении зала, группы к празднику
-обговариваем помощь родителей
-поощрение детей (2006-2007год - сладости, 2007-2008год - Карельская выпечка, подделки и бусы из соленого теста, 2008-2009год - обереги)
-выбор исполнителей ролей

В 2006-2007 году изготавливали костюмы и представляли их по темам: «Природа Карелии», «Вышивка», «Рукоделие», «Иероглифы», «Герб, флаг Карелии» и т.д.
В 2007-2008 году делали постановку сказок с музыкальным оформлением: «Овод и козы», «Лапоток», «Про куницу, как она в гости к снегирям ходила» и т.д.
В 2008-2009 году каждая группа знакомилась с народными карельскими играми , разучивала свою Карельскую игру с музыкальным сопровождением, используя сборники Х.Мальми «Маленький хоровод» и В.Мальми «Народные игры Карелии».
Рекомендации:

  • Распределение детей участников (одновременно собираем по 3-4 группы соответственно возрасту), последовательность выступления детей, общие игры, пляски, аттракционы между выступлениями групп, сюрпризные моменты.
  • В оформлении зала используем детские рисунки, поделки (по тематике праздника). У центральной стены зала организуем элемент карельской горницы. Оформление должно отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
  • При подготовке к празднику большое внимание уделяется репертуару. К сожалению, не существует специальных программ для детского сада, учитывающих народно-фольклорное направление в музыкально-эстетическом воспитании детей. Программа Васильевой очень скудна карельским репертуаром. Поэтому ищем выходы из ситуации, обращаемся к творчеству наших народных коллективов «Коски» и «Мюллярит», приобретаем аудиокассеты и диски с музыкой. Самостоятельно придумываем музыкально-ритмические композиции. Так у нас появились: хоровод «Речка», игра «Мы поедим, мы помчимся», «Карельская полька» на музыку ансамбля «Мюллярит». Музыка ансамбля «Коски» служит хорошим музыкальным оформлением.

В 2008-2009 учебных годах тесно работали с репертуаром В.Мальми «Игры народов Карелии» и Х.Мальми «Маленький хоровод». Много игр с музыкальным сопровождением разучили с детьми благодаря этим авторам.
Отдельно хочется остановиться на творчестве музыкального руководителя Клары Макаровой. Она живет в Карелии, и поэтому является современным детским карельским композитором. Коллектив детского сада любит её песни из сборников «Ромашка», «Солнышко», «Песни для мальчиков», всегда ждем её новых песен. Свою любовь к песням К.Макаровой мы передаем детям в своем детском саду. Они с удовольствием поют эти песни и с музыкальным сопровождением (фортепьяно) и караоке.

Особое внимание уделяем аудиозаписям. Понимаем, что чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха. Стараемся по возможности использовать «живую» музыку, так как она дает возможность создавать нужный темп исполнения, чувствовать детей, формировать музыкальный вкус. Но, к сожалению, фортепьяно не может заменить звучание карельских народных инструментов. Поэтому во время проведения «Недели Карелии» в детском саду приглашаем народные коллективы. У нас налажена тесная связь с ансамблем «Коски» и государственной карельской филармонией. Они всегда с удовольствием приходят к нам выступать и доставляют детям большую радость. Во время выступлений дети не только слушают музыку, но и выражают себя в играх и танцах.

Проведение праздник (гала-концерта) :
- яркое и торжественное начало праздника (прохождение детей и взрослых с разнообразными перестроениями под карельскую народную музыку, рассаживание, вход персонажа и объявление темы праздника)
- развертывание сюжета праздника (в 2006-2007 году представление и защита костюмов на заданную тему, в 2007-2008 году инсценировка карельских народных сказок, в 2008-2009 году знакомство с карельскими народными играми, в2009-2010 году знакомство с карельскими ремеслами)
- кульминация праздника (общие песни, игры, хороводы, пляски и сюрпризный момент)
Традиционные правила проведения праздников:
- все дети в национальных костюмах, или использование элементов костюма
- все присутствующие взрослые педагоги в национальных костюмах
- подарки детям (2006-2007 год - украшения из соленого теста, 2007-2008 год – кушачки, ободки из бересты, 2008-2009 год – обереги, 2009-2010 год – золотые шоколадные монеты)
- угощения (карельская выпечка на кухне, с помощью родителей, фрукты, сладости)
- выставка от каждой группы (предметы быта, рисунки, самодельные игрушки из мочала, пластилина, фотоальбомы «Мы в Карелии живем» и т.д.).
- приглашение карельских народных коллективов
- участие родителей
- фотосессия (после праздника помещается в фойе на первом этаже детского сада)
- оформление зала соответствующее теме праздника (декорации, атрибуты)


Развивающая среда:
- групповые уголки по теме «Мы в Карелии живем»
- музейный центр «Онеженка» в детском саду
- книги с карельскими сказками в книжных уголках
- методическая литература по карельским народным праздникам
- аудиозаписи «Коски», «Мюллярит», К.Макаровой
- фотоальбомы
- фотосессия (фото выставка)

Методы и приемы:
В своей работе мы применяем традиции свойственные только карельскому народу:
- коммуникативность (вовлечение в процесс большего количества детей),это когда начинает танцевать или играть один человек, по ходу действия к нему присоединяется второй и т.д.
- парный сольный танец. Когда юноша подряд танцует со всеми присутствующими девушками. Девушки сидят и ждут своей очереди, либо стоят в кругу и выполняют определенные движения.
- использование отдельных карельских и финских слов
- импровизация

Выводы и результаты:
Праздники, досуги, концерты, выступления, занятия, проведенные дни «Карельской
Недели» показали, что дети усвоили знания, полученные в процессе подготовки к празднику. Они знают сказки, игры, костюмы, пляски, песни, инструменты карельского народа. Знакомы с народными карельскими музыкальными коллективами: «Коски», «Мюллярит», «Круги», «Родничок», «Кантеле», «Кижи».

У детей появился устойчивый интерес к жизни своих предков, к их быту, укладу жизни. Дети с интересом научились составлять и рассматривали свои генеалогические древа.
Повысился уровень творческой активности (желание брать на себя роли ведущих, выполнять красиво, выразительно исполняемый репертуар).
Родители активно посещают и участвуют в праздничных мероприятиях.
Систематизация и накопление материалов : конспекты занятий, сценарии праздников, дидактические игры, анкеты, презентации, фотоматериалы, положения конкурсов, выставки детских работ, костюмов, пополнение среды музейного центра «Онеженка»
В будущем продолжим работу по поддержанию у детей интереса к изучению родного края, по выбору новых интересных тем для проведения карельских праздников.

Литература:
1.«Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова «Мозаика-синтез»,Москва, 2005 г.
2.«Детский музыкальный фольклор» Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина ООО «Гном-пресс», Москва, 2000 г.
3.«Русский детский фольклор Карелии» С.М. Лойтер. Петрозаводск «Карелия», 1991 г.
4.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» А.В.Орлова. Владимир, 1995 г.
5.«Маленький хоровод» Х. Мальми. Петрозаводск «Карелия», 1990 г.
6.«Народные игры Карелии» В. Мальми. Петрозаводск «Карелия», 1991 г.

Заявка на участие в Аукционе образовательных проектов «Люблю тебя, Карелия!»

Ф.И.О.автора (ов)

Власова Е.В., зам. зав. По ВМР

Наименование учреждения

МДОУ «Детский сад №113»

Адрес

пер. Попова, д. 11

Контактный телефон

75 – 07 - 79

e-mail

Ф.И.О.руководителя проекта, должность

Фарисеева И.В., музыкальный руководитель
Тема проекта Современные подходы к ознакомлению дошкольников с родным краем. Опыт организации и проведения «Карельской недели» и народного праздника «Карельский подиум»в МДОУ.

Целевая аудитория

Музыкальные руководители, воспитатели, зам. зав.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный

Список приложений
( выставочный материал)

фотоматериалы
Материалы для распространения Сценарии праздника, конспекты занятий, анкеты для родителей, положения конкурсов и выставок творческих работ, дидактические игры

Перечень необходимого ресурсного обеспечения для участия в аукционе

презентация

185014 Республика Карелия, г. Петрозаводск, переулок Попова, д.11
Телефон: (8142) 750779, Факс: (8142) 750779
E-mail mdoy-113@mail.ru

Работает на Joomla! CMS