Многозначные слова, статья в журнале Логопед
Автор: Administrator 31.10.2012 13:56
«Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря»
Творческая группа учителей-логопедов
«Я – современный логопед»
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Детский сад комбинированного вида
№113 «Онеженка»
Вилаева И.И., Паценко И.А., Соболевская Н.М., Чижевская О.С.
Аннотация. Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения. В статье описываются методы, приемы и формы изучения многозначных слов на логопедических занятиях.
Одной из составляющих образной, художественной, выразительной речи является многозначность слов. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Многозначные слова образуют смысловое единство. Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем значении, т.е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в соответствии с другими словами.
Например: Дети играют в саду. – Сегодня играют молодые артисты. – Солнечные лучи играют на поверхности воды.
В первом предложении слово «играть» имеет значение «резвиться, забавляться, развлекаться», во втором – «исполнять на сцене», а в третьем – «проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом» [4].
Глухой старик – основное значение «ничего не слышащий». Другие значения: глухой переулок (где прекращено движение, замерла жизнь); глухой лес (густо заросший, тихий); глухая стена (высокая, совершенно закрытая).
Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.
Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, так как многие педагоги отмечают, что этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания. Особенно это относится к дошкольникам, имеющим речевое недоразвитие. И, как правило, при поступлении в школу у детей с органической природой ОНР сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов.
Эта проблема решается в старшем дошкольном возрасте. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.
Работа должна проводиться систематически и решать следующие задачи:
· Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
· Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.
· Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
· Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Эти задачи решаются в процессе работы над всеми сторонами речи.
В процессе занятий, игр дети учатся усваивать и сравнивать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, не оперируя непосредственно этими терминами.
В процессе работы используются следующие методы и приёмы:
а) Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте:
ушко ребёнка (зайчика), ушко иголки; «Ослик чёрный, беломордый, ослик – ушки на макушке» «Потянуло солнышко спящее зёрнышко за ушко на солнышко – и взошло оно»;
«Топай, топай ножками, новыми сапожками…»; «Я – капелька лета на тоненькой ножке» - в стихотворении о землянике;
«Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»;
б) Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова:
Острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая; остроконечная (палка);
в) Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова:
Острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка) и др.
Эффективными приемами являются также:
г) составление предложений с многозначными словами;
д) рисование на тему многозначного слова;
е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются.
Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа: «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх «Путаница», «Небылицы» и др. Они также описаны в ряде сборников дидактических игр.
Усвоение многозначности слов происходит на уровне связного текста. Педагог использует различные тексты для выяснения значений многозначного слова. Например:
Острые вещи
- Гриша, не бери нож. Обрежешься! ("выражение автора")
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.
(Б. Рябинин)[6]
- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?
Также используются логосказки, стихи, созданные авторами данной публикации. Например:
Луковые человечки
В одной разноцветной, овощной стране, жили, поживали, росли на радость луковые человечки. Жили они на длинной черной грядке, а домиками им служили, удобные лунки. Были луковые человечки: круглые, пузатые, желтенькие и носили шляпы с зелёными перьями. Каждый луковый человечек мечтал вырасти большой луковицей. Для этого они каждый день нежились в солнечных лучиках, и пили ключевую водичку.
«Грибники»
Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.
- Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.
Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.
- Да не шляпки для дам, а шляпки грибные.
- Ах, какие красивые ножки кругом!
- Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.
- Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка.
- Да не дикое животное лисичка - это гриб лисичка.
«Иголки»
Собирают в лесу Маша и Миша грибы. Увидел Миша под большой поваленной елью красивый белый гриб и полез за ним. Да не заметил, торчащую обломанную ветку, и зацепился за неё. Дёргает, дёргает, думает, это Маша его держит, не пускает к грибу. Дернулся посильнее и порвал куртку.
- Если бы у меня была иголка, я зашила бы тебе куртку, - говорит Маша.
- Так вон, сколько иголок под ёлкой и сосной, бери! - отвечает Миша.
-Или попроси у ёжика, который спрятался под кустиком.
- Мне нужна не ежиная, и не еловая, и не сосновая иголка, а швейная. Вот придём домой, и я зашью твою куртку».
«Идёт и идёт»
Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,
Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.
В кинотеатрах во всех там и тут
Мультики детские часто идут.
Дорога идёт далеко-далеко,
Идёт дым из трубы высоко-высоко.
Годы идут, не воротишь назад,
Идёт, словно в бой, танк на парад.
Занятие в школе долго идёт,
Невеста с фатою замуж пойдёт.
Так всё на свете идёт и идёт,
И в основном всё вперёд и вперёд!
***
Бьют часы, который час,
Бьёт барабанщик дробь для нас,
Лентяи бьют всегда баклуши,
Боксёры бьют в перчатках груши,
Бьёт пешка в шахматах слона,
Бьёт громко в колокол страна.
Бьёт дождик по стеклу в ненастье,
Посуду бьют всегда на счастье!
***
Золотое солнышко
Восходило на небе,
Золотые лучики
Подарило Наденьке.
Маленькая девочка,
Золотые локоны,
Песенку запела -
Радуется солнышку.
Золотые рученьки
У бабушки Надюшеньки,
Испекла ватрушечки,
Угощает внученьку.
В специализированной литературе [3] можно встретить загадки, посвященные многозначным словам.
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)
Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла,
Из волос, и из песка.
(коса)
Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.
(ключ)
В процессе работы с многозначными словами были апробированы разные виды игр. Например:
Игра «Подбери слово»
Дети образуют круг, в центре круга водящий (логопед или ребёнок). Водящий кидает мячик любому ребёнку и просит назвать любое многозначное слово, и объяснить его значение. Или водящий называет многозначное слово. А ребёнок объясняет значение слов. Возможны разные варианты этой игры.
«Мы сегодня так играем,
Слова дружно подбираем,
Значенья слову придаем,
И о многом узнаем».
Игра «Найди картинку»
На столе выкладываются картинки с изображение многозначных слов. Среди детей выбирается водящий с помощью стихотворения. Ребёнок должен выбрать среди картинок пару многозначных слов и объяснить их значение. Возможны разные варианты этой игры.
«Многозначные слова,
Детям знать давно пора.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты иди скорей искать.
Ты картиночку найди,
И о слове расскажи».
Ещё один приём - рисование на тему многозначного слова.
Нос:
- орган обоняния на лице человека, морде животного;
- передняя часть лодки, корабля, самолёта;
- клюв птицы.
Язык:
- подвижный орган в полости рта человека, животного;
- стержень из металла, ударяющий о стенки колокола;
- Что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени).
Острый:
- отточенный, хорошо режущий, колющий;
- суживающийся к концу (нос у Буратино);
- сильно выраженный (острая боль).
Тёплый:
- нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце);
- хорошо защищающий от холода (шуба, шапка);
- ласковый, приветливый (слова, приём).
Золотой:
- сделанный из золота;
- цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень);
- прекрасный, замечательный (работник).
Болеют:
- переносят болезнь (больны);
- переживают за чьи-то успехи или неудачи.
Клюёт:
- ест (хватает клювом);
- попадается на удочку.
Следующим приёмом работы с детьми являются занимательные вопросы. Например:
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь?
- Какую ноту кладут в суп?
- Из каких ноготков нельзя собрать букет?
- Какой губкой нельзя мыться? [5]
Одним из условий эффективности работы над данной проблемой является активное вовлечение родителей. Нами предложены советы родителям. Например:
· Помогите ребёнку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов:
Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребёнка, ручка зонта, ручка кастрюли; иголки для шитья, иголки сосны. Иголки ежа и др.
· Помогите ребёнку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания:
Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер;
Ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.[5]
Творческой группой накоплен словарь многозначных слов по лексическим темам. Например: по теме «Осень».
Существительные: лист, месяц, коса…
Прилагательные: красивая, хмурый, мелкий, короткий, длинный, тонкий, красивая, прекрасный, грустный, богатый…
Цвета: зелёный, жёлтый, красный, золотой, алый, багряный, серый…
Глаголы: идти, дуть, желтеть, краснеть, лететь, шуршать, убирать, вянуть, сохнуть, стучит, срывает, высыхает… и пр.
Подобраны стихи, загадки, разработаны игры и логосказки.
Список рекомендуемой и использованной литературы
1. Емельянова О. Многозначные слова (омонимы) Загадки для детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html Дата доступа: 10.12.2009.
2. Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. М, 2003.
3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2001.
4. Методика развития словаря детей дошкольного возраста // Электронный ресурс. Режим доступа:http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00146387_2.html Дата доступа: 10.12.2009.
5. Носаль Татьяна Васильевна Конспект занятия: Слово одно, а значений много. Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-11sd.narod.ru/slovo.doc Дата доступа: 11.12.2009.
6. Однозначные, многозначные слова // Электронный ресурс Режим доступа: http://www.traktat.com/language/book/lex_1/one.php . 11.12.2009.
7. Чернова И.Г. Многозначные слова как способ расширения и уточнения словаря // Электронный ресурс. Режим доступа: http://chernova.moy.su/index/mnogoznachnye_slova/0-12 Дата доступа: 10.12.2009.